Ирония судьбы или С легким паром

Ирония судьбы или С легким паром

Добрый день, дорогие друзья!
Приветствуем вас на еженедельном цикле мероприятий для людей старшего возраста «Встречи в Малом».

Снова запах елки, блеск новогодних свечей, аромат мандаринов, все это бывает 1 раз в году, в самый любимый праздник детей и взрослых – Новый год!

Осталось всего 17 дней, когда раздастся бой курантов и наступит Новый 2021 год!

Стало доброй традицией, 31 декабря, накрывая праздничный стол или собираясь в гости, мы смотрим всеми любимый, самый новогодний фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!»

Сегодня наша встреча посвящена путешествию за кулисы «Мосфильма», где мы узнаем, как это было?

Премьера фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!» состоялась 1 января 1976 года.

Аудитория первого показа достигла 100 млн. зрителей, а уже 7 февраля фильм повторили по многочисленным просьбам. Кинокартина стала лучшей по опросу журнала «Советский экран» в 1977 году.

Фильм является авторской экранизацией пьесы Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова «С легким паром! или Однажды в новогоднюю ночь…» (отсюда и вторая часть названия фильма), написанной в 1969 году.

История имела реальную основу.

В начале 60-х композитор и известный шутник Никита Богословский в канун Нового Года надумал отвезти своего пьяного товарища на вокзал.
Заплатив пятерку проводнице, его с пятнадцатью копейками в кармане посадил в вагон, и отправил в Киев. Веник в портфеле бедолаги тоже имелся. Разница между героем фильма и его прототипом в том, что последний своего счастья в Киеве не нашел.

Услышав эту историю, Эмиль Брагинский и Эльдар Рязанов написали пьесу, которая с успехом шла в театрах страны, а потом перекочевала на телеэкран.

На главную женскую роль – Нади Шевелевой – пробовались Алиса Фрейндлих, Светлана Немоляева, Людмила Гурченко, Антонина Шуранова, актриса Кировского драмтеатра Марина Меримсон и Валентина Талызина, голосом которой впоследствии говорила главная героиня и другие. Также режиссера долго и упорно уговаривали пригласить Алису Фрейндлих.

Но Рязанов вспомнил польскую мелодраму «Анатомия любви», где главную женскую роль играла Барбара Брыльска.
Он раздобыл ее телефон и позвонил ей в Варшаву.
Барбара Брыльска сразу ответила согласием на предложение русского режиссера.
Прочитав сценарий, Барбара вылетела на кинопробы в Москву.

Единственным, препятствием для актрисы оказался такой момент. При всей ее приятной внешности и особом женском очаровании у польской актрисы был хрипловатый голос и сильный акцент.
А ведь ее героиня — учительница русского языка, да еще и поющая! Менять национальность и профессию Нади Шевелевой Рязанову не хотелось, он решил совместить внешность Барбары с голосами Аллы Пугачевой и Валентины Талызиной.

Кстати, будучи брюнеткой, Барбара Брыльска накануне съемок фильма перекрасилась в блондинку, как требовалось по сценарию, а после шумного успеха «Иронии судьбы…» решила такой и остаться.

Рязанов очень тщательно подыскивал исполнителей главных мужских ролей.
Женю Лукашина очень хотели сыграть Олег Даль и Андрей Миронов. Пробовались Петр Вельяминов, Станислав Любшин.


Андрея Мягкова взяли практически случайно.
В работе возник простой, а киношное начальство требовало от режиссера список актеров для утверждения, и тогда ассистент Эльдара Рязанова предложила своего приятеля, малоизвестного актера Андрея Мягкова, чтобы временно заполнить паузу.
На пробах случилось чудо: после первой же сцены в исполнении Мягкова, Рязанов понял, что нашел главного героя.

– Именно после «Иронии…» меня вдруг стали узнавать на улицах, – рассказывает Андрей Мягков.
– Сначала это очень радовало – приятно все-таки в одно прекрасное утро проснуться знаменитым. Но потом стало как-то неуютно, неудобно. Незнакомые люди стали предлагать вместе сходить в баньку, пивка попить. Женщины задавали вопрос: как я мог предать свою невесту?
Женя Лукашин и я на время стали неотделимы друг от друга.

На роль Ипполита был утвержден Олег Басилашвили, для которого даже сшили костюмы. Однако незадолго до начала съемок у него умер отец.
Рязанову для замены нужен был исполнитель не только равного таланта, но и похожей фактуры. И тогда он обратился к Юрию Яковлеву.
К чести Яковлева, он не обиделся на то, что его пригласили в качестве замены, и сразу дал свое согласие.

«Какая гадость эта ваша заливная рыба» и «О, тепленькая пошла» — фразы, которых не было в сценарии фильма. Это была импровизация Юрия Яковлева.
Рыба была действительно дрянная, а теплая вода в павильоне «Мосфильма» — явление довольно редкое.

Но, по иронии судьбы, лицо Басилашвили все-таки появилось в фильме. В эпизоде, когда Женя Лукашин бросает в окно фотографию Ипполита, на ней изображен Олег Басилашвили. Это можно заметить, когда Надя Шевелева поднимает фото со снега.
Режиссер не заметил «ляпа», а потом просто не успел переснять этот кадр из-за того, что наступила весна, и снег растаял.

С выбором остальных артистов у Рязанова никаких проблем не было.
На роль Гали пробовалось несколько актрис, в частности, Наталья Гвоздикова, но в итоге Рязанов остановил свой выбор на Ольге Науменко.
– Меня нашли по Мосфильмовской картотеке, – рассказывает Ольга Науменко.
– Я прочитала сценарий и сразу поняла, что фильм понравится зрителям. Да и все мы, снимаясь, уже догадывались об успехе.

По сценарию моя героиня была отрицательным персонажем. Это уже на съемочной площадке Эльдар Александрович решил, что играть ее нужно как несчастную женщину, чтобы зритель ее пожалел.
До сих пор люди подходят ко мне на улице и говорят: «Не расстраивайтесь, Галя! Он этого не стоит!»
Роль Гали стала звездной для молодой актрисы.

Знаменитую сцену в бане, где перед Новым годом собираются друзья, снимали после первомайских праздников. Под лестницей в одном из коридоров «Мосфильма» установили банные скамейки и весы.

Эта история уже стала хрестоматийной, – рассказывает Ширвиндт. Банные сцены мы снимали поздней ночью в холодном павильоне «Мосфильма», а вовсе не в Сандунах, как многие думают. Из настоящей бани нам привезли лишь две бочки настоящего пива и пальмы в кадках. А поскольку было холодно, и был день рождения у Саши Белявского, каждый из нас принес с собой по бутылке сорокаградусной. Этими бутылками мы заменили бутафорские и сложили их к Жоре Буркову в портфель. Так что в кадре мы пили по-настоящему.
Конечно, после очередного дубля мы здорово захмелели, и Рязанов, заметив это, съемку прекратил. На следующий день мы сыграли несколько дублей трезвыми, однако в фильм попал тот дубль, который отсняли именно в первую ночь!


Эльдар Рязанов сыграл в картине одну из характерных для него эпизодических режиссерских ролей — пассажира в самолете, на которого постоянно сваливается спящий Лукашин.

По рассказам самого же Рязанова, он был очень расстроен, когда при просмотре снятого эпизода обнаружил, что в кадрах видно, как сквозь его не редкую еще шевелюру проглядывает лысина


Как мы помним, фильм начинается с сатирической мультипликационной заставки про создание типовых домов, формирующих совершенно одинаковые микрорайоны в различных городах страны (автор и художник мультипликации — Виталий Песков).

В действительности, съемки картины проходили в квартире панельного дома, расположенного в Москве по адресу: проспект Вернадского, 125. Дом этот, однако, построен по экспериментальному проекту, реализованному всего в трех домах на этом проспекте. Ныне в цокольном этаже дома 125 находится Театр на юго-западе.

В 2003 г. на стене дома 125 по проспекту Вернадского была открыта памятная табличка, и цены на жилье в доме тут же подскочили.

Однако эту табличку часто воруют, и ее приходится восстанавливать.

На церемонии открытия довольные старожилы охотно вспоминали, как поили чаем продрогшую Барбару Брыльску и как страдали от ветродуя, который гнал в форточки измельченную бумагу и пенопласт.
«Снега в том году было мало, — объясняет Александр Борисов, художник-постановщик картины.
— Поэтому пришлось пойти на хитрость: вместо снега мы использовали вату, пенопласт и мелкие кусочки бумаги, которые кружились с помощью специального аппарата. Так мы изображали вьюгу.

– Полностью съемки фильма закончили летом, в июне, – рассказывает Эльдар Рязанов, – и шесть месяцев картина ждала нового, 1976 года, а вместе с ним и телевизионной премьеры.
Все это время до меня регулярно доходили разные слухи: говорили, например, что картину не выпустят из-за пропаганды пьянства. На наше счастье, раньше всех в СССР фильм посмотрел Л.И.Брежнев, и ему картина очень понравилась. Так 1 января 1976 года «Иронию судьбы…» впервые показали по телевидению.

В 1977 году «Ирония судьбы или С легким паром!» получила Государственную Премию СССР.
По опросу журнала «Советский экран», «Ирония судьбы…» признана лучшим фильмом 1976 года, а Андрей Мягков – лучшим актером.


Дорогие друзья!
Вашему вниманию мы представляем документальный фильм «Ирония судьбы или С легким паром!».
Приятного просмотра.

До новых встреч в «Малом зале»!
Ирония судьбы или С легким паром«Ирония судьбы, или С легким паром!»«Ирония судьбы, или С легким паром!»«Ирония судьбы, или С легким паром!»«Ирония судьбы, или С легким паром!»«Ирония судьбы, или С легким паром!»«Ирония судьбы, или С легким паром!»

Печать   Электронная почта
Image
Администрация Колпинского района
Комитет по культуре Правительства Санкт-Петербурга
группа ВКонтакте
youtube канал
Image