Фильм «Через тернии к звездам»

Фильм «Через тернии к звездам»

Добрый день, дорогие друзья!
Приветствуем вас в нашем «Кинозале на диване».
9 апреля 2021 года, в 10:42 по Московскому времени, с космодрома Байконур, с 31-й площадки, успешно стартовала Ракета-носитель «Союз-2.1а» с пилотируемым кораблем «Ю.А.Гагарин».

Именной корабль везет на МКС трех космонавтов: россиян Олега Новицкого и Петра Дуброва, а также американца Марка Ванде Хая. Для Новицкого это третий полет, для Ванде Хая - второй, а для Дуброва - первый в карьере.

Мы не просто так начали нашу встречу с данного сообщения.
12 апреля 1961 года мир был потрясен сообщением ТАСС о том, что с территории Советского Союза выведен на орбиту вокруг Земли первый в истории космический корабль «Восток» с человеком на борту, пилотируемый гражданином Союза Советских Социалистических Республик Ю. А. Гагариным.

12 апреля - памятная дата истории человечества. Ровно 60 лет назад, в этот день был совершен первый полет человека в космос.

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию замечательный, фантастический фильм режиссера Ричарда Викторова «Через тернии к звездам».

К фильму «Через тернии к звездам» режиссер Ричард Викторов приступил через несколько лет после выхода его фантастических фильмов «Москва — Кассиопея» и «Отроки во Вселенной».

Сценарий к третьему фильму из трилогии о полетах в космос, гуманоидах и высшем инопланетном разуме написал знаменитый советский фантаст Игорь Можейко, известный под псевдонимом Кир Булычев.
Он уже был популярным писателем, но тщательно скрывал настоящее имя — Можейко тогда работал в Институте востоковедения и был абсолютно уверен, что его уволят, как только узнают о «несерьезных» фантастических рассказах. Настоящее имя пришлось раскрыть после премьеры фильма «Через тернии к звездам» — за этот фильм сценаристу присудили Государственную премию, а получить ее под псевдонимом было нельзя. В институте только удивились и порадовались за сотрудника — никто его увольнять и не собирался.

Режиссер хотел создать неземной противоречивый образ, которого еще не было в советском кино. Художник нарисовал портрет — тонкая андрогинная девушка с длинной шеей, огромными глазами и лысой головой.
Главной героиней фильма стала инопланетянка Ния.

Героиню на главную роль не стали искать среди профессиональных актрис и в результате утвердили манекенщицу из ГУМа Елену Метелкину — ее фотографию увидели в журнале мод.

Для девушки это была вторая работа в кино, но первая большая роль. Она вспоминала, что работать было легко — во-первых, потому что режиссер Ричард Викторов по образованию был педагогом и умел учить, а во-вторых, ее героиня не была острохарактерной или драматической — она была инопланетянкой с совсем другой гаммой чувств.

С тела Метелкиной сняли слепок, заполнили его жидким пенопластом и сделали несколько манекенов — они «сыграли» роль погибших клонов.

Для съемок Елена Метелкина побрилась налысо, но ее пробы не утвердил худсовет. Все в один голос сказали, что положительная героиня не может быть лысой, у нее там любовная история, а целовать такую женщину герою должно быть неприятно, пусть она срочно отрастит волосы! Тогда для инопланетянки и всех клонов придумали белокурые мини-парики. Для того, чтобы парик сидел как надо, Метелкиной приходилось брить голову раз в несколько дней.

Над фильмом работали научные консультанты, которые ограничивали полет фантазии съемочной группы — даже в фантастических фильмах должны работать законы механики. Кроме того, возможности бутафорского цеха тоже были ограничены и не все, что задумывалось режиссером, им удавалось осуществить. Так, например, робот Бармалей должен был быть чудом техники — не хуже, чем C-3PO из «Звездных войн»…
Но когда Викторову показали робота, которого собрали из обычных жестяных ведер, он понял, что с идеей переплюнуть C-3PO придется распрощаться. «Надувной» вариант Бармалея режиссера устроил больше, хотя тоже не был тем, что планировалось изначально.
Сцены невесомости снимали в бассейне под водой. Это выглядело эффектно, но было связано с большим риском для жизни. Специально для съемок были заказаны осветительные приборы для работы под водой. Когда начали работу, то выяснили, что гидроизоляция была сделана плохо — мощные лампы начали рваться сразу после опускания их в воду. Лишившись, таким образом, нескольких приборов, режиссер решил все-таки продолжить работу с оставшимися лампами.

Из актеров сниматься отказался только Улдис Лиелдиджс, его пришлось заменить каскадером. В своих дневниках Викторов писал: «То, что мы сняли бассейн без ЧП, — просто удивительно…» Вместо скафандров на актерах были надеты акваланги, а чтобы не были заметны пузырьки воздуха — сцены снимали вниз головой и пузырьки уходили к ногам.

Планету Дессу снимали в Таджикистане, там даже декораций строить не пришлось — их создали слоистые обветренные горы, просевшая из-за землетрясения земля и местная полуразрушенная теплостанция, все это походило на место техногенной катастрофы.

Пещеры Дессы снимали в московских подземельях в районе Китай-города.
В титры Кир Булычев и Ричард Викторов поставили фразу: «Все пейзажи умирающей планеты Десса сняты на территории СССР». Но в Госкино этот титр вырезали.

Страшную рычащую биомассу, которая вырвалась из лаборатории клонирования, снимали в павильоне Ялтинской киностудии. Масса была сделана из жидкого теста и пожарной пены, а чтобы она двигалась и меняла форму — в ней плавали аквалангисты. Там же на киностудии сделали планетоход, на котором космонавты исследовали Дессу. Его собрали из армейского гусеничного бронетранспортера и деталей от самолета.

Фильм «Через тернии к звездам» обрел мировую популярность, которая держится уже много десятилетий! Фильм был закуплен к прокату в Италии, где фильм получил премию фестиваля фантастических фильмов «Серебряный астероид».

Фильм был показан по телеканалам Испании, Греции, Франции, Хорватии, Японии, Южной Кореи и многих других стран. Специально для того, чтобы пообщаться со съемочной группой фильма, в Москву прилетал голливудский режиссер Ридли Скотт, который примерно в то же время снял фантастический боевик «Чужой».

Когда фильм посмотрели в Госкино, то чуть было не перенесли премьеру.
Тогда СССР ввел войска в Афганистан, и в фильме усмотрели не просто параллели с этим событием — прилет землян на другую планету с целью навести порядок, но и осуждение. Из фильма было вырезано много сцен, но все эти эпизоды у режиссера сохранились.

В 2001 году сын Ричарда Викторова - Николай Викторов решил выпустить переработанную версию и вернул эпизоды на место. В новой версии были сокращены снижавшие динамику сцены, полностью переписана звуковая дорожка, добавлены цвета и досняли несколько эпизодов с использованием компьютерной графики.

Дорогие друзья, мы надеемся, что многие смотрели этот фильм, а кто не видел фильма, предлагаем посмотреть. Надеемся, вы прекрасно проведете время.

Приятного просмотра.

До новых встреч!


Печать   Электронная почта
Image
Администрация Колпинского района
Комитет по культуре Правительства Санкт-Петербурга
группа ВКонтакте
youtube канал
Image