"Большой мир малого народа" - выставка фотографий

"Большой мир малого народа" - выставка фотографий

Удивительный, но малочисленный народ – шорцы, неизвестен даже многим жителям России. Шорцы продолжают жить на тех же землях, что их предки – на юге Кемеровской области, а также в смежной горно-таежной местности Хакасии и Горного Алтая. Они стараются сохранить традиционный образ жизни и промыслы.

Российским законодательством шорцы относятся к числу коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Сами себя называют «татар-кижи». Их язык относится к тюрскому и делится на два диалекта. Пошорски, с большой примесью русских слов, даже в семьях сельских шорцев, говорит не более 50%, остальные общаются между собой обычно на русском.

Шорцы жили небольшими селениями – улусами на севере и аилами на юге. Традиционным жилищем предков шорцев с древности был каркасный шашаш-одаг, замененный в конце XIX века срубной бревенчатой прямоугольной юртой. К началу ХХ века шорские улусы состояли в основном из русских срубных изб-одноклетей и пятистенков, у шорских торговцев преобладали «крестовые» срубные дома. Из хозяйственных построек в усадьбах стояли амбары, бани, чуланы.

У предков современных шорцев были развиты металлургия и кузнечное дело. К концу XVIII века наблюдается упадок кузнечного ремесла из-за запрета русских властей изготавливать холодное оружие и снабжать им кочевников - кыргызов. Немаловажную роль сыграло и развитие горнозаводской промышленности на Алтае. В это время главным занятием предков шорцев стали охота и сбор кедрового ореха. Первоначально преобладала загонная охота на крупного копытного зверя, позднее – пушной промысел. До XIX века шорцы охотились с луком, затем с ружьями, полученными от русских купцов. Каждый шорский род промышлял зверя в пределах родовой охотничий территории. Большинство улусов и аилов шорцев располагались по берегам богатых рыбой рек, поэтому рыболовство служило важным источником питания. До сих пор в шорских поселках рыбная ловля имеет подсобный и сезонный характер. Распространенным занятием было и собирательство. Весной женщины собирали клубни, корни, луковицы и стебли сараны, кандыка, дикого лука, черемши, пиона, борщевика. Корни и клубни выкапывали корнекопалкой – «озуп», состоявшей из изогнутого черепка с поперечной перекладиной, упором для ноги и железным лезвием-лопаткой на конце.

За кедровыми орехами отправлялись семьями и артелями, уходя в тайгу на несколько недель. В лесу строили временные укрытия, из дерева и бересты делали приспособления для сбора орехов – колотушки «токпак», терки «паспак», веялки «аргаш», лукошки.

Домашнее хозяйство у шорцев по сравнению с другими народами Южной Сибири было развито относительно слабо. Главной причиной этого являлось отсутствие удобных пастбищ и хороших лугов для сенокоса в местах традиционного проживания.

Отсутствие четко закрепленной за ними земельной территории привело к межнациональным бракам, что тоже существенно снизило численность шор-кижи.

К сожалению, о сохранении самобытности народа задумались лишь в последние два десятилетия. Активно пропагандируются среди молодежи национальные праздники, культурные традиции, совершенствуется взаимодействие шорского и русского языков. Общественные объединения прививают усиление этноцентризма у людей. Ведь самое главное для национальности – не утратить связь с прошлыми поколениями и своими корнями.

Больше фотографий смотрите в альбоме: "Большой мир малого народа" - выставка фотографий

Большой мир малого народаБольшой мир малого народаБольшой мир малого народа


Печать   Электронная почта
Image
Администрация Колпинского района
Комитет по культуре Правительства Санкт-Петербурга
группа ВКонтакте
youtube канал
Image