Будни и праздники Великого поста

Будни и праздники Великого поста

Что такое Великий пост? В Православии – это семинедельное говение или, по-другому, приготовление перед главным христианским торжеством – Пасхой. Это время усиленной молитвы, покаяния, посещения великопостных богослужений, очищение души и тела. Поэтому это время – тихое, строгое. Время воздержания от скоромной пищи, многолюдных сборищ и гуляний.

В природе это время приходится на весну: как правило, март – апрель. Это тоже период обновления, возрождения.

Издавна Великий пост был поделен на недели. Каждая седмица имела свое значение, проходила в труде и радостном ожидании весеннего обновления природы и души.

В первую, Чистую седмицу очищались от грехов прошедшей Масленицы, перестирывали – перемывали все в доме, мылись в банях. Дети провожали на север зимних птиц и ждали «тужилкиных» пресных блинов на постном масле – в субботу первой недели поста.

На второй неделе, седмице «светотворных постов» было принято рукодельничать. Девушки вышивали, украшали ленты, головные уборы, перенизывали бусы. Песни петь в посту грешно было, но зато пелись духовные стихи и псальмы - песнопения духовного, покаянного содержания.

Третья неделя – Крестопоклонная. В эту неделю совершалось особое поминовение предков и усопших, варились овсяные кисели. В утешение и подкрепление сил выпекались на этой неделе «кресты» - особое печенье в память о крестном пути Христа. И как напоминание о том, что каждому дан его крест, чтобы покорно его нести.

А в другой традиции кресты выпекались в Четвертую – Средокрестную седмицу, когда наступал перелом Великого поста. В такие средокрестные кресты запекали какую-нибудь примету для предсказания: лучинка – кручинка, копейка – богатство, уголек – черный год. В костромских деревнях дети дети ходили «окликать говенье» : подобно колядкам на Святки. «Кто не даст креста – не видать Христа!». А селяне выносили ребятам печенье тоже с приговором: «Вот тебе крестик – говеньице треснет!» Один из таких крестов высушивали, хранили в Красном углу, а перед началом полевых работ скармливали рабочим лошадям.

Эти недели поста приходились обычно на март - зимобор, протальник, водотек, грачевник. Вся народная обрядность марта связана с ожиданием весны, ее призывом.

14 марта открывала весну Авдоья – весновка или Евдокия – плющиха, что снега плющит. В этот день начинали кликать весну, петь веснянки и заклички. В начале марта наблюдали за птицами, примечая, какими будут весна и лето: «сова кричит - к холоду»; «чайка прилетела – скоро лед пройдет», «грач на горе – весна на дворе».

Наступил Апрель – снегогон, зажги снега, зиграй овражки. Такие поэтичные имена у апреля в народном календаре. Первый день – мученицы Дарьи – Дарья – грязные проруби. С этого дня стелили на наст хосты и белье : заморозки и солнце отбеливали ткань. 4 апреля – Василий – солнечник, Василий – теплый. Звенела капель, ребятишки строили запруды, пускали кораблики.

Следом, 7 апреля, Благовещение Пресвятой Богородицы, один из двенадцати главных церковных праздников. В этот день Архангел Гавриил принес Деве Марии благую весть о рождении у Нее сына Иисуса , Сына Божия. Благовещение совпадает с древним народным праздником – третьей встречей весны ( первая встреча – на Сретение 15 февр., а о второй мы говорили – это Сороки.) В апреле – массовый прилет птиц. В старой Москве долгое время бытовал обычай отпускать на волю птиц на Благовещение. Там проходили птичьи базары, где птиц покупали специально для того, чтобы тут же выпустить. Хотя на Благовещение полагалось отдыхать от дел, но от приготовления пищи никуда не деться. Девочки – подростки в этот праздник замешивали первый в своей жизни хлеб.

На Марию Египетскую 14 апреля обычно начиналось половодье. На Федула – ветреника 18 апреля начинались теплые весенние веры.
Последние недели Великого поста : Похвальная ( 5-я), Вербная ( 6-я) и Страстная (7-я) чаще всего приходятся именно на апрель. В канун Вербного воскресенья, в Лаареву субботу, ходили ломать вербу: «Святой Лазарь за вербой лазал». Верба зацветает первой еще в марте. Эти белые барашки – дар оживающей природы к празднику Входа Господня в Иерусалим, в народе – Вербное воскресенье.

Поутру в этот день все шли на службу – освящать вербу. И получив такой освященный прутик или целый пучок, ребятишки хлестали друг друга с приговорами: «Верба – хлест, бьет до слез, верба бела – бьет за дело, верба красна бьет напрасно».
По всем городам проходили весенние ярмарки. Особенно славились вербные торги на Красной площади Москвы и в Гостином дворе Петербурга.

Последняя предпасхальная седмица Страстная или Чистая – самая строгая и тихая. В Великий четверг вставали до восхода солнца и умывались или обливались свежей водой, чтобы быть чистыми весь год. Отсюда и название – Чистый четверг. С этого дня начинали украшать к Пасхе жилище и готовить праздничную еду – варили студень, творили тесто для куличей , делали творожную пасху. Начинали красить яйца. Но ничего не пробовали – пост в эти дни самый строгий. Была еще забота в этот день – донести домой с вечерней службы четверговый огонь. Свечой от Страстей Христовых зажигали лампаду и хранили его до самого Вознесения.

В страстную пятницу и субботу строжайший пост ради скорбной памяти о мучениях распятого Христа и его погребении. Все ходили на поклонение плащаницы, полунощницу, готовились к пасхальному крестному ходу.

Так, за трудом, с молитвой, в ожидании весеннего тепла и светлого праздника Пасхи проходил Великий пост.

Статью подготовила участница
семейного фольклорного ансамбля «Золота веточка»
Голубева Татьяна Владимировна.


Печать   Электронная почта
Image
Администрация Колпинского района
Комитет по культуре Правительства Санкт-Петербурга
группа ВКонтакте
youtube канал
Image