"Путешествие по Народному календарю"

"Путешествие по Народному календарю"

Добрый день, дорогие друзья! Началась новая рабочая неделя, а это значит, что мы с нетерпением спешим представить вашему вниманию новую познавательную программу. Сегодня она носит название "Путешествие по Народному календарю". Мы узнаем, как жили наши предки, какие у них были занятия, какие были обычаи, поверья и праздники.

Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
Стали более привычны
Нам полёты на Луну.
Вспомним старые обычаи!
Вспомним нашу старину!

Наши предки исстари занимались земледелием, поэтому культура в целом и основная масса праздников носила земледельческий характер. На протяжении многих веков крестьяне наблюдали за погодными явлениями, осмысляли полученный опыт и создавали обряды и нормы общественной жизни. Тысячи лет природные календари служили нашим предкам-славянам, помогая им в срок возделывать землю, собирать урожай, охотится и рыбачить. Так, постепенно сложился народный календарь – это своего рода дневник и энциклопедия крестьянского быта сего праздниками и буднями. Он существовал и развивался в устной форме: от отца к сыну, от бабушки к внучке... Однако уже в XVII в. существовали "заветные, колдовские тетрадки", в которых народные знания, народный опыт фиксировался письменно. Наряду с ними в русских деревнях были и деревянные календари, на которых специальными нарезками отмечались месяцы, недели, дни, праздники. “Знатник” — умеющий разбираться в этих зарубках человек — всегда мог сказать односельчанам, “когда сеять, когда жать, когда в скирды метать”, когда какого святого почитать.

Народный календарь отмечал праздничное и будничное время, начало и конец важнейших сельскохозяйственных работ, дни совершения различных ритуалов и проведения религиозно-магических действий. Вместе с тем он представлял собой своего рода народную энциклопедию, рассказывающую об устройстве мира, о природе человека, об общественном устройстве. Все эти знания находили свое выражение в приметах, присловьях, пословицах, песнях, притчах, легендах, заклятьях, приуроченных к тем или иным дням, неделям годового круга.

Народный календарь, возникший в глубокой древности, был буквально пропитан язычеством. Все, что окружало человека, было одушевлено благожелательной или злой силой, доставляло радость или печаль. В календаре наделялись свойствами живых существ солнце-батюшка, земля-мать, месяц-молодец, весна-молодица, зима-белолица, осень-водяница.

Названия праздников нередко включали эпитеты, не имевшие ничего общего с христианским содержанием, они могли быть святыми, светлыми, чистыми, благими. Недели имели свои персональные названия: пестрая, всеядная, сырная, зеленая, постная и др. Для обозначения праздника широко использовались цвета: дни бывали белыми, красными, черными, зелеными. Также дни могли быть мужскими и женскими, молодыми и старыми, мертвыми и веселыми, толстыми и голодными, теплыми и холодными.

Жизненный уклад земледельца определялся в первую очередь сменой времен года, а сам народный календарь выглядел в виде Годового колеса. Годовое колесо по-славянски называлось Коло Сварога, в честь бога Неба. Оно было поделено на двенадцать частей и несло в себе особый смысл, который заключался в вечном перерождении и обновлении всего живого на Земле. А названия месяцев у славян были связаны с названием природных явлений.

Январь – Просинец (от слова "просиять", означает возрождение солнца)
Февраль — Лютень (ветры и метели лютуют)
Март — Березень, Сухый (земля сохнет от сходящего снега)
Апрель — Цветень (зацветают первые цветы)
Май –Травень (буйство трав и зелени , всё расцветает)
Июнь — Червень, Красень (так называются особого рода красильные черви, появляющиеся в это время; второе название пошло от плодов и ягод красного цвета)
Июль — Липень (расцветает липа)
Август — Серпень (время косить пшеницу)
Сентябрь — Вересень (по времени цветения медоносного вереска), Ревун (гон сохатых, непогода, дождь)
Октябрь - Жёлтень, Листопад (листья желтеют и опадают)
Ноябрь — Грудень (груды замерзшей земли со снегом; зимняя замерзшая дорога называлась грудным путем)
Декабрь — Студень (холодный, студеный месяц)

Как мы уже упоминали, народный календарь был календарём земледельца и опирался на смену времен года. Не было под рукой
привычных нам календарей. Предки ориентировались, глядя из окошек, по солнцу – главному ориентиру того времени. Начало зимы приходилось на первые числа октября, а конец — на последние числа апреля. Весна заканчивалась в двадцатых числах июня, а лето — в конце июля, затем начиналась осень.

Но календарь важен не только буднями, его всегда украшают и веселые праздники. Некоторые из них нам очень хорошо известны, ведь традиции их празднования сохранились и по сей день.

«Святки»

В конце декабря наступали зимние праздники – Рождество и Святки. Святки начинались в ночь с 24 на 25 декабря и продолжались 2 недели до Крещения. Святки отмечались всеми, но в основном это был праздник молодежи: совершались игры, песни, обходы домов. Посиделки, гадания создавали неповторимую атмосферу святочного веселья. По дворам ходили колядовщики с песнями, желающие богатого урожая и достатка. Колядовщиков сопровождали ряженые. Они наряжались в вывороченную мехом наружу овчинную шубу, лицо закрывали маской или мазали его сажей.



«Масленица»

У многих народов мира переход от зимы к весне отмечен особыми празднествами – карнавалами. На это же время приходилась и русская Масленая неделя. Она справлялась за 7 недель до Пасхи. К Масленой неделе строились первые качели и карусели. Масленица – время блинов, оладушек, сырников, пирогов и пышек. Все эти лакомства получали, в первую очередь, дети. На детей, получивших первый блин, возлагался особенно ответственный обряд – закликание весны.

Кульминация праздника – костры. В начале масляной недели мастерили куклу в полный рост, наряжали ее, и в воскресенье на Масленицу сжигали, тем самым провожая зиму и встречая весну.

«Иван Купала»

Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых, самых важных праздников в году. В нем принимало участие все население, причем традиция требовала от каждого участника активного включения во все обряды, действа, а также особого поведения: соблюдения ряда правил, запретов, обычаев. В одной из купальских песен пелось: «Кто не выйдет на Купальню - будет пень-колода, а кто выйдет - будет белая берёза!».
Люди верили, что в ночь «на Ивана» природа открывает человеку свои тайные силы, клады и чудодейственные свойства цветущего мира.

С полдня до самого вечера купались в реках, водоемах, пели песни, водили хороводы. Собирали целебные травы - считалось, что сорванные в эту ночь, они имеют целебную силу. Ближе к вечеру разжигали костры, через которые прыгали девушки и парни. Девушки также гадали на суженого: сплетали венки и пускали по реке. Если венок плыл и не тонул, то брак ожидался счастливым и удачным.

Существовало такое поверье: в ночь на Ивана Купалу зацветает папоротник; нашедший такой цветок, сможет отыскать любой клад.



«Дожинки»

В сентябре лето кончается, осень начинается. Впереди долгая, хмурая осень, дожди, а потом долгая, холодная зима. Но еще стоят погожие теплые деньки и самое время поблагодарить природу за урожай. 28 августа - Успение Пресвятой Богородицы, по народному календарю отмечались Дожинки, Оспожинки. К этому времени почти повсеместно уже заканчивалась жатва, поэтому народные обряды связаны в основном с освещением хлеба из муки нового помола. Последний сноп наряжают в сарафан, обвивают лентами, и с песнями несут на мирный пир – всеобщий стол, для которого готовят яичницу и пекут пироги.



Дорогие друзья, вот и подошло к концу наше небольшое путешествие по Народному календарю. Теперь вы узнали много интересного о жизни наших далеких предков. В завершение программы предлагаем вашему вниманию посмотреть небольшие тематические видеоматериалы, а также сюжет о том, какой же праздник по Народному календарю отмечается сегодня, 14 декабря.


Спасибо за внимание!


Печать   Электронная почта
Image
Администрация Колпинского района
Комитет по культуре Правительства Санкт-Петербурга
группа ВКонтакте
youtube канал
Image