Здравствуйте, друзья! Маленькие и постарше, юноши и девушки, родственники артистов и их наставники! Вот и завершается, ставший (смею надеяться) очередным, конкурс чтецов «Набат войны стучит в сердца». Восьмой по счёту. Конкурс, который по духу своему и не совсем конкурс, а доброе слово со слезами на глазах и участников, и слушателей, и членов жюри. Второй конкурс, проводимый онлайн в условиях пандемии.
И, прежде чем сказать спасибо всем, кто поделился теплотой своего сердца и любовью к своей стране, а, значит, к её людям хочу поделиться некоторыми размышлениями о работе в таких условиях .Я была свидетелем трёх видов проведения конкурса, как член жюри. Самые первые (на моей памяти) проводились в Малом Зале ДК. Малый зал – это камерное действо. Ты видишь крупным планом глаза детей, слышишь их даже без микрофона. И выступающие (и дети, и взрослые), в свою очередь, видят человеческое участие членов жюри. На мой взгляд, это помогало и тем, и другим.
Второй вид проведения конкурсов - это выступления в большом зале ДК. Здесь, при некоторых преимуществах, мне мешало отсутствие достоинств камерных чтений. Главным недостатком для меня, как для члена жюри, было то, что выражения глаз и даже лиц из середины зала практически не видны. Иногда замечала разность в своём восприятии выступлений во время проведения конкурса и просмотра записей кинооператоров, снимающих рядом со сценой и потому крупным планом…
В условиях проведения конкурса в формате онлайн, даже при ликвидации замеченных недостатков предыдущего такого конкурса, хочется поделиться следующими умозаключениями, возможно, повлиявшими на распределение первых мест.
Во-первых, качество присланных видеозаписей неоднородно. Заметьте, что речь идёт не о достоинствах выступлений, а именно о звуке. Несколько выступлений, даже очень хороших, почти не слышны. Приходилось, напряжённо вслушиваясь, еле различать слова. Естественно, страдало и восприятие, и шансы на первые места.
Во-вторых, в одном из выступлений, записанных, как мне кажется, на перемене, очень мешал посторонний шум – не только слушателям, но и исполнительнице. Лично я, когда смотрела и слушала это выступление, не могла избавиться от мысли о том, как она, бедная, может работать в таких условиях.
В-третьих, иногда (уже поменьше, чем на прошлом конкурсе) очень мешали поставленные движения руками у юных артистов, которые, если они не были естественными, разрывали эмоциональную ткань произведений.
Далее хочется отметить оформление выступлений, зрительный ряд и музыкальное сопровождение. В паре случаев музыка «забивала» артиста, но чаще была помощником и выступающему, и зрителю.
Ввиду вышесказанного, говорю, вернее, рапортую о том, что указанные обстоятельства кому-то часть баллов добавляли, у кого-то, наоборот, снимали. Увы. И, несмотря на то, что мы, члены жюри, рвались сердцами навстречу каждому выступающему, на то, что все участники финала – победители, нам пришлось подводить итоги. В некоторых категориях – единогласно и свободно из-за явного выдающегося выступления, иногда – с огромным трудом и долгими обсуждениями, когда разница в оценках составляла сотые балла.
По сути, было два конкурса. Один – свой, Металлостроевский. В нём особо хочу отметить категорию «2-е классы» и Лааса Артема, ученика 10 класса, который самостоятельно подготовил практически спектакль по одному стихотворению. Другой конкурс проводился среди гостей. Здесь нас поразили выступления 1-х и 2-х классов, особенно – Зинченко Ивана, ученика 2-го класса, которого мы выделили из всех выступающих.
Отдельной строкой хочется сказать о том, что среди участников были те, кто читал свои стихи. Ах, как хочется, чтобы поскорей закончилась пандемия, и можно было бы начать работу литературного объединения – и для тех, кто пишет сам, и для тех, кто душевно любит литературу!
А в заключение хочу ещё раз сказать спасибо всем-всем-всем, кто причастен к данному конкурсу, сотрудникам ДК имени В.В. Маяковского и членам жюри, которые на двое суток погрузились в конкурс, отложив все свои дела.
Спасибо!
Председатель жюри Ольга Нефёдова-Грунтова (Константинова), член Союза профессиональных литераторов России (Санкт-Петербургское отделение), член Межнационального Содружества писателей, лауреат второй степени Международного литературного конкурса имени Твардовского (Самара, 2020 год) и др.