Фильм «Золушка»

Фильм «Золушка»

Добрый день, дорогие друзья!
Мы рады приветствовать вас в нашем «Кинозале на диване».

Ленинград. 1946 год.
Еще свежи воспоминания о блокаде, бомбежках и гибели близких. До сих пор нет вдоволь хлеба, тепла и простого мыла. И в это самое время на киностудии «Ленфильм», где не то чтобы исторического реквизита, даже обычного стула в павильоне не найти, среди разрухи и холода, рождается великолепная сказка!

О рождении замысла одной из лучших советских киносказок Надежда Кошеверова рассказывала: «В сорок четвертом году, возвращаясь из эвакуации, я встретила в Москве Жеймо. Она сидела в уголке — такая маленькая, растерянная… Я взглянула на нее и неожиданно предложила: «Яничка, вы должны сыграть Золушку…» Она немного повеселела, и мы тут же отправились к Помещикову, который заведовал тогда сценарным отделом в Комитете кинематографии. Возражений у него не было, он только спросил: «А кто напишет сценарий?» И я, не задумываясь, выпалила: «Шварц». Разумеется, никакой предварительной договоренности с Евгением Львовичем у меня не было, но, узнав о замысле, он тоже им загорелся и сочинил сценарий в сжатые сроки.

15 мая 1946 года Кошеверова уже получила первый вариант «Золушки». Сценарий писался специально для Жеймо. На момент съемок Янине Жеймо было 38 лет, на роль «Золушки» пробовалась шестнадцатилетняя балерина Мария Мазун, но безуспешно.

Создатели фильма пытались добиться разрешения снимать фильм на цветной пленке. По замыслу авторов «Золушка» должна была быть цветной, а никак не черно-белой картиной. Об этом говорят и цветные эскизы костюмов и декораций работы прекрасного ленинградского художника Николая Акимова. Вопрос упирался в материальные ресурсы, которых в разрушенной стране катастрофически не хватало. «Золушка» была снята на черно-белой пленке.
Летом 1946 года снимали натуру в Риге. Хотя часто шли дожди, экспедиция была успешной, съемки успешно продолжились в павильонах «Ленфильма».

Окончательная сдача фильма состоялась 24 апреля 1947 года.
Фильм восстановлен в 1967 году на киностудии «Мосфильм».

Костюмы в «Золушке» использовались трофейные, привезенные в 45-м из Берлинского театра. Многие работники студии приносили из дома все мало-мальски «дворцовое» и «придворное» для съемок бальных сцен, часть позаимствовали в Мариинском театре. Оттуда же пригласили балерин для сцены бала. Платья им пошили из занавесок и тюля, а Золушкино платье сооружалось из обрезков, вот только туфельки пришлось делать специально, потому что найти обувь тридцать первого размера не смогли.

На «Ленфильме» сохранилась одна из «хрустальных» туфелек Золушки. Башмачки 31 размера были сделаны из оргстекла на заказ специально для Янины Жеймо. Ни ходить, ни танцевать в них было невозможно. Реквизиторы разрешали актрисе лишь войти в них «в кадр». Танцевала и ходила по сказочному дворцу Золушка в обычных туфельках, очень похожих на хрустальные.

Превосходно воплотила образ мачехи незабываемая Фаина Раневская.
Елена Юнгер вспоминала: «С Раневской мне выпало счастье сниматься в картине «Золушка». Ее требовательность к себе не имела границ. Съежившись где-нибудь в углу, прячась от посторонних глаз, она часто сердито бормотала: «Не получается... Нет, не получается! Не могу схватить, не знаю, за что ухватиться...». Во время съемок Фаина Георгиевна гримируясь безжалостно обращалась со своим лицом. Подтягивала нос при помощи кусочков газа и лака, запихивала за щеки комочки ваты. Все это было неудобно, мешало... «Для актрисы не существует никаких неудобств, если это нужно для роли», - говорила она». В течение многих лет, когда Фаину Георгиевну хвалили за женскую роль в фильме «Золушка», она с несвойственным ей смущением говорила: «Лучше меня в этом фильме сыграла Янина Жеймо».
Алексей Консовский стал самым лучшим принцем на экране, в которого были влюблены почти все девушки Советского Союза, а ведь ему на момент съемок было 35 лет.
Игравший родного отца Золушки Василий Меркурьев всего на пять лет старше Жеймо. Невозможно представить себе советское кино 40-50-х годов без этого актера.

А фея? Варвара Мясникова, пулеметчица Анка из «Чапаева». Самая красивая фея мирового кино!

Игорь Клименков - паж из любимой «Золушки». На момент съемок ему было 12 лет. Все помнят его вот таким вот улыбчивым, добрым мальчиком, какой смотрит на нас с фотографии. «Юный волшебник» впоследствии создал свой кукольный театр марионеток в Крыму.

На роль Короля пробовались известные актеры (Ю.Толубеев, К. Адашевский), но режиссер и Шварц предпочли Гарина - он лучше смотрелся в этом комическом и в то же время трогательном образе. Многим зрителям запомнились его слова: «Ухожу! Ухожу в монастырь!!» И через пару минут: «Ну, так и быть. Остаюсь на троне... Подайте мне корону!»
Рассказывают, что Шварц, увидев эту игру Гарина, воскликнул: «Уверен, другого короля нам не найти!»
«Золушка» имела успех во многих странах Европы и Азии.
Повсюду отмечалась своеобразная трактовка сюжета и талант исполнительницы главной роли. Одна из немецких газет писала: «Янина Жеймо так обаятельна и полна очарования, что мы охотно дали бы ей руку, чтобы она проводила нас в сказочную страну». Нежную и добрую Золушку сравнивали с волшебным эльфом. «Мы знали ее или считали, что знали, — писал о Жеймо болгарский журнал, — и все же мы открываем много нового в ней. Это именно она, Золушка из наших детских сновидений».

До сих пор этот нежный и добрый фильм продолжает радовать и удивлять больших и маленьких.
Фильм, который любят и не могут забыть уже три поколения россиян.
Мы предлагаем вам посмотреть, эту добрую сказку, порадоваться и вспомнить свое счастливое детство.

Приятного просмотра.

До новых встреч!

Печать