Фильм «Белорусский вокзал»

Фильм «Белорусский вокзал»

Добрый день, дорогие друзья!

Приветствуем вас в нашем «Кинозале на диване».

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию советский художественный «Белорусский вокзал».
Белорусский вокзал для фронтовиков был символом войны и Победы. Именно оттуда 22 июня 1941 года отправлялись военные эшелоны и туда же они пришли 9 мая 1945 года.

Фильм «Белорусский вокзал» о встрече фронтовых друзей поставлен Андреем Смирновым по сценарию Вадима Трунина. Оба автора были в дни войны детьми, а сделали фильм о бывших солдатах и офицерах десантного батальона, встретившихся спустя много лет на похоронах друга-однополчанина.

Название картины символично. Белорусский вокзал в мыслях героев связан с их уходом на фронт и возвращением с фронта, когда люди приветствовали их цветами и улыбками. Все события в фильме происходят в течение одного дня.

С самого начала Андрей Смирнов и Вадим Трунин были убеждены, что сниматься в картине должны известные актеры.

Роль слесаря Ивана Приходько была написана специально для Евгения Леонова. Эта роль была самая любимая у актера. О сантехнике Приходько Евгений Леонов вспоминал: «Фон фильма — именно в Приходько, которого мне посчастливилось сыграть. Именно этот трудяга — маленький, незаметненький, имеет необыкновенную душу. Он больше всех, этот работяга, интеллигентен, внутренне интеллигентен. Он больше всех любит свой дом, больше всех понимает, что это за слово — дружба. Этот маленький, обыденный человек высок и красив…»

В дальнейшей работе, в результате проб были утверждены все остальные актеры.

На роль медсестры Раи в числе других пробовалась Ия Саввина. Сценарий и сама роль не могли ей не понравиться. Но когда Саввина оказалась рядом с Папановым, Глазыриным, Леоновым, Сафоновым, то не смогла себя представить однополчанкой людей этого поколения. И посоветовала попробовать Нину Ургант — актрису Ленинградского театра драмы имени Пушкина.

«Андрюша Смирнов видел меня в фильме «Вступление». И решил делать пробы со мной, — рассказывала Нина Ургант. Прошел год, я все ждала результаты кинопроб, когда вдруг случайно прочитала в газете, что съемки «Белорусского вокзала» закончены. Расстроилась, конечно. И тут вдруг звонит Андрюша и просит срочно выехать на вторую кинопробу. Он, оказывается, снял все, кроме «моих» сцен».

Позже актриса узнала, что Андрею Смирнову было невероятно сложно получить разрешение снимать именно ее.

«Это было похоже на издевательство, — вспоминает Андрей Смирнов. Начальство потребовало заменить Нину Ургант на Инну Макарову уже после того, как было отснято три четверти картины. Очевидно, делали это просто из вредности. Ведь и картину несколько раз останавливали, говорили, что фильм мрачный, советская действительность изображена клеветнически.
Я, конечно, понимал, что Инна Макарова ни в чем не виновата. Честно сделал вторые пробы и с Макаровой, и Ургант. И был уверен, что утвердят Нину. Ведь для этой картины было очень важно, чтобы в конце появилась женщина, которая излучает свет. Каково же было мое удивление, когда я узнал, что утвердили Макарову».

Тогда режиссер написал заявление руководству студии о том, что отказывается работать над фильмом.
Через три дня Смирнову позвонили с «Мосфильма». «Хорошо, согласны на ваши условия. Снимайте свою актрису!»

На съемочной площадке поначалу не было единодушия. Режиссер был молодой. Что в результате получится — не знал никто, сцены снимали не последовательно.

Позже артисты говорили, что не было более счастливого времени, чем то, когда они снимались в «Белорусском вокзале». В письмах к сыну Евгений Леонов отмечал, что доброжелательная атмосфера на съемках — заслуга режиссера: «Андрей Смирнов сумел организовать нашу четверку, и под наше влияние попадали и другие исполнители — и Ургант, и Терехова, была атмосфера дружеского поиска, мы не стеснялись сказать друг другу «что-то не получилось, попробуем еще раз».

В многоголосье судеб бывших фронтовиков, встретившихся более четверти века спустя после победы, нельзя не услышать и «голос» Виктора Харламова (Алексей Глазырин), командира саперной роты, а ныне директора одного из московских заводов.
В короткой заметке, опубликованной в «Советской культуре», Глазырин с радостью вспоминал дни съемок: «Есть разные определения творческой атмосферы искусства. Здесь много компонентов. Но, на мой взгляд, главное — доверие, уважение друг к другу» …

Многих удивил выбор режиссера на роль бывшего радиста Дубинского Анатолия Папанова – актера, которого большинство режиссеров видело исключительно в комедийном амплуа. За 2 года до этого на экраны вышла «Бриллиантовая рука», и Папанова после этого на улицах называли Леликом, отождествляя с его героем. Благодаря Смирнову актер сыграл серьезную драматическую роль, о которой давно мечтал. К тому же он сам прошел войну, и его знакомые говорили, что она наложила отпечаток на всю его жизнь.

Роль четвертого фронтовика, журналиста Кирюшина, бывшего минера, досталась Всеволоду Сафонову.
Все четверо были в расцвете своей творческой славы, поэтому поначалу относились друг к другу и к начинающему режиссеру, взявшемуся за такую серьезную картину, настороженно. Но вскоре поверили Смирнову, адаптировались в съемочной группе, и работали с полной отдачей.

В «Белорусском вокзале» есть ударная сцена — это когда однополчане поют со слезами на глазах песню «Десятый наш десантный батальон».
Нина Ургант сначала не хотела ее исполнять. «Может, лучше что-то из репертуара Клавдии Шульженко? — предлагала она. — У меня «Синий платочек» хорошо получается». Но Смирнов был непреклонен. Булат Окуджава написал песню специально для фильма и под Нину Ургант.

Начали репетировать, а песня не идет. Первый дубль, второй, третий. Все мимо. Огорченная Нина Ургант подняла глаза на партнеров — не злятся ли, что никак не получается? — и увидела, что ее ребята плачут. Все четверо: Леонов, Папанов, Сафонов, Глазырин.
После перерыва записали песню с первого раза.

Дорогие друзья, предлагаем вашему вниманию посмотреть этот замечательный фильм.

Приятного просмотра.

До новых встреч!

Печать